Доклад победителя конкурса «Серафимовский учитель» В.О. Гусаковой: Санкт-Петербург – «город трех Серафимов»

2017-04-12_1343Гусакова Виктория Олеговна

Преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ

Методист ОРОиК Санкт-Петербургской епархии

Кандидат искусствоведения

 

Санкт-Петербург – «город трех Серафимов».

Уроки ХХ столетия в образовательном пространстве города

Доклад, сделанный на пленарном заседании конференции «Наследие прп. Серафима Саровского и актуальные вопросы духовно-нравственного просвещения»

Наблюдаемая ситуация в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения позволяет сформулировать ряд проблем, которые можно решить с опорой на опыт предыдущего ХХ столетия.

В их числе – разрушение традиционных способов наследования ценностей и культурной преемственности поколений. Для ее решения необходимо учитывать историко-культурное и геополитическое своеобразие России – огромного многонационального государства, протяженного с запада на восток и севера на юг, объединившего множество народов, единых в базовых ценностях, таких как: «патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество».

Эти ценности являются духовными скрепами всего населения России и позволяют каждому народу осмыслять свой регион как Богом данный «кусочек Рая».

Существует легенда, как Господь раздавал людям землю, и народы России, занятые своим исконным традиционным ремеслом, не успели на раздачу. За то, что они делали свое дело во славу Божию, Господь подарил каждому народу по «кусочку Рая», а впоследствии наша земля оказалась сотканной из таких заслуженных предками «кусочков Рая».

Санкт-Петербург – спустя столетия столица Российской империи, а ныне субъект Российской Федерации, не исключение. Сегодня это многонациональный многоконфессиональный поликультурный мегаполис с очень богатой, но относительно не длинной историей, и огромным количеством святынь.

За триста лет Санкт-Петербург стяжал множество именований от «Петровского парадиза», что в переводе указывает на рай (лат. paradises – рай), и «Града Святого апостола Петра» – хранителя ключей от рая», до славных названий: «Город – сад», «Северная Пальмира», «Сокровищница культуры», «Духовный и военный щит России», трагических: «Колыбель революции», «Город трех революций», «Непокоренный Ленинград».

              

В литературе за ним закрепилось «самый умышленный город» (Ф.М. Достоевский).

                   

За прошлое столетие город трижды менял именование: Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Второе указывало на отречение от святого небесного покровителя, а третье – на почитание кумиров.

После возвращения истинного имени – Санкт-Петербург город вновь начал обретать славные символические именования. Одним из таких стало «Город трех Серафимов».

Серафим – имя того, кто пламенеет любовью к Богу. В честь небесных серафимов были названы Серафим Саровский, Серафим Петроградский и Серафим Вырицкий.

Как связан наш город с этими святыми подвижниками?

Митрополиту Серафиму Петроградскому, происходившему из славного рода Чичаговых, одаренному множеством талантов, боевому офицеру, врачу, иконописцу, композитору, священнику, архиерею, было суждено стать инициатором и участником прославления святого Серафима Саровского, а в 1930 году благословить Серафима Вырицкого на служение в Вырицу, где он повторил подвиг своего небесного покровителя – подвиг длительного моления на камне.

Можно сказать, что личность митрополита Серафима стала скрепой в передаче и сохранения духовного опыта Серафима Саровского и Серафима Вырицкого.

Не случайно, что именно молящимся на камне святой Серафим Саровский явился в тонком сне будущему митрополиту Петроградскому, а тогда еще Леониду Михайловичу Чичагову.

 

 

Пространство Санкт-Петербурга заключает в себя опыт трех Серафимов. Улицы, проспекты, храмы, учебные, административные и торговые здания помнят шаги Леонида Михайловича Чичагова (Серафима Петроградского) и Василия Николаевича Муравьева (Серафима Вырицкого), а Казанский собор, объявленный безбожниками музеем религии и атеизма, стал на многие года ковчегом для мощей Серафима Саровского.

Сегодня о трех Серафимах говорится во многих образовательных организациях  Санкт-Петербурга, в частности, им посвящено ряд занятий, квестов, образовательных путешествий в системе воспитания будущих защитников Родины – воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации. И это тоже не случайно.

    

Санкт-Петербургское суворовское училище располагается в здании бывшего Императорского Пажеского корпуса, в котором когда-то учился Леонид Чичагов, а окна здания выходят на стройную галерею Гостиного двора, где когда-то располагались лавки купца Василия Муравьева, а ныне помимо традиционных торговых рядов устроена церковь во имя Святого Серафима Вырицкого.

                    

Посещение мест в Санкт-Петербурге и его ближайших окрестностей (например, поселка Вырица), связанных с жизнедеятельностью и почитанием трех Серафимов, позволяет нам, их потомкам, ощутить духовные скрепы многих поколений русских святых, которые оставили пример жизненного пути как пути к святости, пути, проложенного любовью и верой.

Находясь здесь, в Дивеево, уделе Пресвятой Богородице, я приглашаю всех участников конференции к нам, в наш «кусочек рая», город-сад, «парадиз», Град святого Петра и город Трех Серафимов.