Информация о педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель» (2005-2016 гг.)

Стартовав в 2005 году, конкурс «Серафимовский учитель» (далее – Конкурс) приобрел широкую популярность и стал модельным для ряда программ и инициатив по поощрению и повышению статуса педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения.
Конкурс инициирован Правлением Фонда прп. Серафима Саровского и полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Кириенко С.В. (ныне – первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ), как результат реализации проекта «Ильинская слобода (Започаяние)» в г. Нижнем Новгороде.
За время проведения Конкурса в нем приняли участие 1637 человек, в комиссию поступила 1452 работы. Решением Экспертного совета «За особые выдающиеся заслуги в духовно-нравственном просвещении» 26 человек удостоены почётного звания «Серафимовский учитель» с вручением диплома, нагрудного знака и денежной премии; 189 педагогам присвоено звание лауреата Педагогической премии прп. Серафима Саровского с вручением диплома и денежной премии; 285 человек отмечены поощрительной премией, 16 проектов – специальной.
Одновременно, 73 человека из состава победителей Конкурса поощрены паломнической поездкой в Иерусалим (Израиль), 334 человека – годовой подпиской на журнал «Фома».
В 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 гг. по итогам Конкурса были изданы сборники (двухтомники) образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. В общей сложности были опубликованы 290 программ, авторами которых стали 326 человек, из них 69 % — преподаватели школ малых городов и сел. Общий тираж сборников составил свыше 9 тыс. экземпляров.
Ежегодно по итогам Конкурса под эгидой Фонда прп. Серафима Саровского и при поддержке благотворительного Фонда содействия образованию «Дар» проводится научно-практическая конференция по актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания.
На протяжении всех лет происходило неуклонное расширение географии Конкурса. Если в первом принимали участие педагоги из регионов РФ, непосредственно связанных с именем прп. Серафима Саровского (Курская, Нижегородская, Тамбовская области, г. Санкт-Петербург), то в дальнейшем Конкурс охватил все субъекты Приволжского федерального округа, Крымского федерального округа (с 2014 г.), а также Брянскую, Вологодскую, Воронежскую, Калининградскую, Калужскую, Костромскую, Курганскую, Ленинградскую, Московскую, Новосибирскую, Свердловскую, Тюменскую, Ярославскую области, Алтайский край, Республику Коми, Республику Саха (Якутия).
Необходимо также отметить, что более 2/3 работ направлены из населенных пунктов и поселений муниципальных районов субъектов РФ.
Среди наиболее активных регионов на всем протяжении периода проведения Конкурса – Нижегородская, Самарская, Оренбургская области, республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская Республика.
Начиная с 2013 года, в Конкурсе принимает участие преподаватель общественных дисциплин основной школы (с преподаванием на русском языке) «Паюрис» г. Клайпеды Литовской Республики Фомин Андрей Вадимович, удостоенный звания «Серафимовский учитель».

Состав участников Конкурса

Среди участников Конкурса основную массу составляют женщины (94%); возраст участников – от 32 до 56 лет; большая часть педагогов, принявших участие в Конкурсе, имеют высшую квалификационную категорию; 18 человек – ученые степени; 38 – являются Почетными работниками общего образования; 9 – «Заслуженные учителя Российской Федерации».
С 2005 по 2008 гг. основными участниками Конкурса были педагогические работники средних общеобразовательных школ: учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания. В дальнейшем количественный и качественный состав конкурсантов значительно расширился.
Начиная с 2012 года в Конкурсе принимают участие представители системы высшего и среднего профессионального образования: Марийский государственный университет, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижегородская государственная медицинская академия, академия МВД России, Нижегородская правовая академия, Новосибирский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный университет; Балаковский и Саратовский медицинские колледжи (Саратовская область), Бугурусланский и Орский нефтяные колледжи, колледж экономики и информатики, гуманитарно-технический техникум города Оренбурга (Оренбургская область), Вадский филиал Перевозского строительного колледжа, Сосновский агропромышленный техникум (Нижегородская область), Омутнинский колледж педагогики, экономики и права (Кировская область), Сарапульский педагогический колледж (Удмуртская Республика), аэрокосмический колледж СибГАУ г. Красноярска, колледж предпринимательства №11 г. Москвы и др. В 2016 году на конкурс были представлены работы представителей учреждений дополнительного профессионального образования (Институт развития образования Республики Татарстан, Мордовский республиканский институт образования, Нижегородский институт развития образования).
Наиболее эффективные и востребованные авторские разработки для вузов стали победителями Конкурса и вошли в сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи. Среди них: «Православная педагогика», «Духовно-нравственные основы отечественной литературы ХХ века (Серебряный век и русское зарубежье)», «Модуль дополнительной профессиональной образовательной программы (повышение квалификации) «Основы православной культуры в общеобразовательных учреждениях», «Социальная диакония», «Комплексная программа воспитания в медицинском вузе на основе формирования духовно-нравственной позиции, приоритета традиционных семейных ценностей и здорового образа жизни на основе взаимодействия с Русской Православной Церковью».
С 2012 года возросло количество заявок от учреждений дошкольного образования (гг. Нижний Новгород, Самара, Чебоксары), а в 2013-2014 гг. в Конкурсе активное участие приняли педагоги учреждений дополнительного образования, в числе которых: музыкальные школы (Кировская, Нижегородская, Самарская, Саратовская области); хоровая школа (г. Саратов); школы искусств (республики Башкортостан, Мордовия, Чувашская Республика); Дома детского творчества (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская области, Республика Татарстан); эколого-биологические центры и станции (республики Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Нижегородская область); детские оздоровительные лагеря (Пермский край, Пензенская область); центры внешкольной работы (Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Нижегородская, Оренбургская области); Дом детского и юношеского туризма (Республика Татарстан).
В конкурсную комиссию поступали также заявки работников сферы культуры: библиотечной системы (Республика Башкортостан, Нижегородская область), музеев и творческих коллективов (Нижегородская, Саратовская области). Одновременно были зарегистрированы работы сотрудников учреждений социального обслуживания – реабилитационных, психолого-педагогических центров, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи семье и детям (Республика Мордовия, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тюменская области). Высокую активность проявили преподаватели православных гимназий и воскресных школ (Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская области). Кроме того, были представлены к рассмотрению комплексные муниципальные программы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи (г. Балахна, г. Выкса Нижегородской области).

Тиражирование моделей Конкурса, лучших программ и методик

Действующая модель Конкурса была положена в основу целого ряда педагогических конкурсов, проводимых на российском, окружном и муниципальном уровнях соответственно: «За нравственный подвиг учителя» (с 2006 г.), «Православный учитель» (2014 г.), «Варнавинский просветитель» (2015 г.).
Опыт работы по представленным на Конкурс программам был систематизирован и описан в следующих публикациях: «Духовно-нравственное воспитание в современной образовательной практике», «Практика взаимодействия вузов и Русской Православной Церкви», «Православные гимназии Нижегородской области», «Комплексные муниципальные просветительские проекты Нижегородской области», «Реализация регионального проекта «Под духовным покровом преподобного Сергия» в Нижегородской области», «Демографическое развитие: практика взаимодействия», «Современная сельская школа: практика духовно-нравственного воспитания».
Победители Конкурса ведут активную лекционную деятельность на базе институтов повышения квалификации работников образования (Нижегородская, Самарская, Саратовская области); выступают в СМИ, публикуют статьи в профессиональных журналах и сборниках научных работ. При поддержке Фонда прп. Серафима в Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Самарской областях и Республике Марий Эл для различных категорий педагогических работников проводятся тематические семинары с участием победителей Конкурса разных лет.
В целях популяризации и продвижения наиболее эффективного педагогического опыта реализован комплекс мероприятий по созданию фильма «Серафимовский учитель», в котором комплексно (лекционная часть, открытые уроки и занятия) представлены лучшие разработки победителей Конкурса.